Польские женщины победили законодателей: черный протест


zonty

Интервью с польской активисткой Марией Стрельбицкой было опубликовано в моем блоге и в соцсетях.
Я вела освещение Черного протеста #czarnyprotest в русскоязычном сегменте фэйсбука. Договорилась с польской активисткой Марией Стрельбицкой, что она напишет по-русски о том, как реагируют польские женщины на ограничение их прав, разместила пост в женских и феминистских группах. За первые несколько часов после публикации было более тысячи перепостов. Далее отслеживала события, просила полек рассказывать о происходящем по-русски и распространяла информацию.

Польские женщины победили законодателей: черный протест

В четверг польский сейм отклонил принятый ранее в первом чтении закон о полном запрете абортов. Вернуть законопроект из комиссий на повторное рассмотрение польские власти вынудили массовые протесты женщин против ограничения их прав.

В понедельник 3 октября на улицы польских городов вышло сто тысяч человек, в основном женщин, одетых в черное. По данным соцопросов, акцию поддержали 2/3 населения страны. Это была всепольская женская забастовка – протест против полного запрета абортов в стране.

Закон о полном запрете абортов прошел первое чтение в Сейме  и был отправлен на доработку в комиссию 23 сентября. В Польше и так очень строгое законодательство в сфере абортов, — аборты делаются только по особому разрешению в случае угрозы жизни матери, серьезной патологии плода и если беременность наступила в результате изнасилования. Новый закон предполагал, что искусственное прерывание беременности будет запрещено даже при внематочной беременности (когда шансов выжить нет ни у матери, ни у зародыша), даже для несовершеннолетних девочек, подвергшихся насилию, даже если беременность угрожает жизни матери и если плод нежизнеспособен. Случи замершей беременности и выкидыши предполагалось расследовать, — не было ли умышленных действий по прерыванию беременности. За подпольный аборт грозило уголовное наказание женщине и врачу.

Принятие закона возмутило польских женщин, многие из них переоделись в черное в знак траура по своим правам. В социальных сетях началась активная поддержка польских женщин. Женщины фотографировались в черном и выкладывали свои фото с хэштегом #czarnyprotest; был вал публикаций об ограничении прав женщин; были дискуссии об опасности запрета абортов. «Черный протест» стал не только польским и не только женским.

И вот в четверг польский Сейм отклонил закон о полном запрете абортов. Всего голосовало 428 депутатов, 352 голоса — за отклонение проекта, 58 против (за полный запрет абортов).

Мария Стрельбицкая на всепольской женской забастовке.Участница польской группы «Протест женщин» Мария СТРЕЛЬБИЦКАЯ (на фото машет флагом) рассказывает о том, как смогли польские женщины организоваться на такую мощную акцию, как общенациональная женская забастовка, и о предстоящей борьбе за либерализацию польского законодательства в области репродуктивных прав женщин.

— Очень впечатляет, как польские женщины смогли организоваться на массовый масштабный протест. Расскажите, как все начиналось? Кто выступил с инициативной всепольской женской забастовки? Кем и как идея была поддержана? Как распространялась информация?

— «Черный протест» возник спонтанно как идея. А всевозможные массовые мероприятия, с ним связанные, были организованы совершенно разными людьми, группами и организациями. Одна из наших самых известных актрис Кристина Янда выступила по ТВ с интервью, в котором вспомнила, что 40 лет назад в Исландии была забастовка женщин — не работало 90% дам, страна была парализована, и что не плохо бы и нам так же… И понеслось… Стали появляться группы в социальных сетях, — забастовка женщин Польши, забастовка… Варшава, Вроцлав и т.п. Все распространялось мгновенно через FB. Кто умеет, делали плакаты, листовки и другие материалы. Материалы загружались в группу, и все, кто хотел, распечатывал их себе и расклеивал по городу. И так мы распространяли информацию, — я кидала в почтовые ящики, засовывала под дворники машин, расклеивала плакаты. Так делали все! Одна дама написала в группе, что распечатала 5000 листовок и не в состоянии их раздать, мы связались, и я забрала часть. Так это и работало. Конкретно Протест Женщин никаких акций сам не регистрировал, мы примкнули к уже зарегистрированным, кроме того, мы были приглашены в Federa (Организация, занимающаяся планированием семьи, сексуальным образованием, помощью). В их офисе мы 3 октября встречались и разговаривали с бастующими.

zonty3

Из блога Марии Стрельбицкой в Facebook:
«Как грибы после дождя по всей стране регистрируются мероприятия, связанные с забастовкой (все массовые мероприятия должны иметь официальное разрешение городских властей). Мероприятия регистрируют самые разные организации и просто люди, например в Варшаве одна барышня зарегистрировала публичное чтение книги «PRO вернем право на аборты». Барышня не связана ни с какой организацией. Люди в бешенстве. Появляются многочисленные группы на FB — забастовка в Лодзи, забастовка в Слупске, забастовка в Варшаве, где девушки договариваются и регистрируют мероприятия. В Гданьске, например. 3.10 будет огромная зона для мам с детьми. То есть мероприятия разношерстные. Это не только политические кричалки.
Растет количество работодателей, которые официально разрешают всем желающим дамам 3 октября взять отпуск. Мэр города Ченстохова написал мэйл всем сотрудникам мэрии, в котором сообщил, что в связи с тем, что в понедельник 3.10 планируется общепольская забастовка женщин, он всем своим сотрудницам, которые хотят в ней участвовать, разрешает взять 1 день отпуска, а мужчин призывает с пониманием отнестись к отсутствию женщин на рабочих местах! Вслед за ним пошли главы Гданьска. Варшавы, Познани, Лодзи, Слупска.»

chornoe2

— Есть какие-то моменты, связанные с организацией массовой акции протеста, которыми вы могли бы поделиться с российскими женщинами? Что самое важное? В России идет сейчас наступление на репродуктивные права женщин, и закон о запрете абортов возможен и у нас. Как сделать так, чтобы женщины вышли на улицы?

— Самое важное — мотивация, а все договоренности и детали можно обсуждать в социальных сетях. Женщины сами выйдут, когда поймут, что у них хотят отобрать их права. Не помешает призыв от какой-нибудь женщины, которая является авторитетом, как у нас Кристина Янда. И хорошо, если эта дама не связана с политикой вообще. Дальше все катится само как снежный ком. А там действуйте на свое усмотрение по всем направлениям.

chornoe

— Некоторых активисток в русскоязычной среде смутило, что организатором «черного протеста» в Польше назван «Комитет обороны демократии», а не женские организации, и что, похоже, женский протест использует в своих интересах оппозиция, для которой женский вопрос – не повестка, а повод набрать очки, и что репутация идеологов «Комитета обороны демократии» не безупречна? Можете вы что-то им ответить?

— Все проходило в разрезе no logo. КОД не является организатором черного протеста. Сама идея «черный протест» появилась у партии RAZEM, — это партия левого толка, не вошедшая в Сейм. Забастовку предложила актриса. А дама, связанная с КОД,  сделала только лишь мероприятие в фэйсбуке – «Общепольская забастовка». Локально мероприятия делались не КОД, и КОД как таковой не присутствовал.

— No logo – это сильно! «Протест» был именно женским, или его можно назвать все же общенациональным?

— Второе. Было много мужчин, но дам, конечно, было больше.

chornoe3

Из блога Марии Стрельбицкой в Facebook:
«Черный понедельник в Варшаве.
8.30 приезжаем в Свентокшиский сквер (возле пересечения центральных улиц Маршалковской и Свентокшиской). Кто-то командует — идем к переходу! Идем, красный свет, зеленый — переходим, потом второй переход и опять на зеленый, потом третий (все переходы наземные на перекрестке их 4 по кругу), не останавливаемся, красный-зеленый-красный, кольцо почти сомкнулось. Трамваи стоят, машины стоят, некоторые не выдерживают и орут (час пик же), но им в ответ — «не сегодня, котаны, не сегодня». В толпе в основном молодежь и студенты. Не заметила ни одного полицейского! Полчаса мы блокировали центр города — ходили туда сюда по перекрестку. Потом пошли к офису правящей партии.»
«15.30 мы приехали на Замковую площадь, было так тесно, что из толпы мы выбирались минут 20. Шел проливной дождь. Открыть зонтик было невозможно или я бы даже сказала… бессмысленно. Людей ТАКОЕ МОРЕ! только потом в интернете я увидела, что уже начиная с 15.00 к Замковой тянулись реки людей! Мы обошли толпу, нашли место, встретили пару знакомых, сделали селфи (а как без этого!) мокрым насквозь телефоном. Покричали, помахали, подошли поближе к контрманифестации pro-life. человек 7-10 и кордон полиции. Все те же баннеры, все те же лица, молились. Судя по тому, что никаких задержаний не было, полиция была на нашей стороне, и делала свою работу. Подошла Марцелина (лидер партии Вместе — Razem) и показала фото, которое было сделано сверху. Мы обалдели! Никто не ожидал, что будет такая толпа, а точнее море зонтов! Огромное море зонтов. Спустя минут 10 стали кричать «Идем на Сейм!» и пошли. Полиция не мешала, перекрыла улицы и разрешила пройти. Учитывая то, что манифестация была зарегистрирована исключительно на Замковой и до 18.00, то все что было позже было на самом деле нелегально. Но никто ни слова не сказал. Были мужчины, были дети, но 3/4 это женщины. Мужчины остались дома с детьми, как, например, мой муж. Если бы не дождь нас было бы еще больше!»

inval

— Как комментировали представители исполнительной и законодательной власти Польши «черный протест»?

 — Зачастую по-хамски, как например министр иностранных дел Витольд Ващиковский: «Пусть поиграются», — или лидер партии Кукиз’15 Павел Кукиз: «Надо было думать, кому давать». Такие люди у нас во власти — мало того что не очень умные и некомпетентные, так еще и хамы…

— Вы боролись за непринятие закона о полном запрете абортов. А насколько возможно сейчас в целом ослабление репродуктивного давления на женщин и в целом разрешение добровольных абортов?

— Пока что это невозможно, мы консервативная страна. Но сама идея большей светскости начала активно обсуждаться год назад и до сих пор муссируется в СМИ. Проект либерализации закона об абортах Ratujmy kobiety (Спасаем Женщин) собрал 250 000 подписей и был отброшен в первом чтении, но лидер инициативы Барбара Новацка сказала, что мы будем собирать подписи снова и снова. Помимо разрешения абортов в законопроекте прописано сексуальное образование для молодежи, доступ к средствам контрацепции, которые должны финансироваться из бюджета.

Проект закона не принят, но… Правящая партия приготовит некий новый свой закон, — не такой драконовский, как тот, против которого мы выступали (и победили), но приготовит. Контр-проект будет готов к концу года. Поэтому мы не расслабляемся. К тому же в Сейме еще есть депутатские проекты, ограничивающие in-vitro (пренатальную диагностику) и доступность оральных контрацептивов.

moetelo

ФОТО Марии Стрельбицкой.