Если малыш боится грозы


Моя статья в Мамсиле.
Постоянная ссылка: http://mamsila.ru/feed/1020

 

С двух часов ночи дочка забеспокоилась. Металась во сне, стонала. Я прилегла к ней, а она прижалась ко мне, заплакала, что ей жарко. Я встала, открыла окно. Свежести не было. Зато стал слышен отдаленный гром и видны отсветы молний. Я надела на дочку свежую пижамку, легла с ней, обняла ее…

Гроза приближалась. При первом громком ударе грома девочка вскрикнула, вжалась в меня.

– Испугал тебя Гром?
– Испугал…
– Сидит там на небе, гремит, грохочет, грозит всем…
– Да, раз гроза, то грозит!
– …грозит всем, молнии сверху бросает. Пугает всех.
– Мама, а зачем он всех пугает?
– Ну такой он, Гром, всех пугает.
– А я его не боюсь! Я ничего и никого не боюсь! (Даже перестала вздрагивать – бодрится!)
– Ты у меня смелая! Хотя бояться грозы нормально, многие грозы боятся.
– А кто еще боится? Ты боишься?
– Я не боюсь, а баба Таня боится. А как ты думаешь, если снизу протянуть руку и пощекотать Грому живот, что будет?
– Думаю, дождь из него сильнее польется. Мама, расскажи, как электричество в небе делается?

Под рассказ затихла у меня под боком… Когда гроза ушла, вздохнула во сне и откатилась. Теперь можно поспать и мне…

Грозы боятся многие дети (и взрослые тоже). И это нормально. Испуг – естественная реакция на резкий звук грома и на яркие вспышки.
И напряженная магнитная обстановка, накопившееся статическое напряжение в атмосфере не могут не чувствоваться.

Поэтому, если ваш малыш боится грозы, самое первое правило – не ругать его за страх и не объяснять, что «ничего страшного» и «бояться нечего».
Если есть страх, значит есть, чего бояться. Запрет на страх ведет к тому, что ребенок тратит силы на борьбу со своим чувством, а сам страх загоняет внутрь.

Малыш боится. Это данность. Согласитесь с этим.

Не оставляйте малыша одного с его страхом и грозой. Если ночь, пустите к себе в постель или посидите с ним. С мамой бояться как-то спокойнее. Днем просто будьте рядом, возьмите малыша на руки или за руку. Если ребенок хочет спрятаться, пусть прячется в ваших объятиях, а не дрожит один в углу или в шкафу. Малышам еще не под силу самим справиться со своими страхами, им нужна помощь значимого взрослого и его участие.

Ребенок наэлектризован грозой, «заземлите» его, – этому помогает не только тактильный контакт, но и умывание, игрушка или подушка в руках, одеяло и простынка, которыми можно укрыть малыша.

Наша сказка про Гром – это попытка дистанцироваться от того, что пугает, посмотреть страшному в глаза, даже подружиться с Громом, пощекотав ему животик. Вообще, сказки – универсальный лекарь в очень многих ситуациях.

Разговор о том, что такое гроза как природное явление – рационализация страха. Только в саму грозу лучше без страшных подробностей, что молния может убить. Но про громоотводы можно. Особенно если ребенок спрашивает, а не попадет ли молния в дом.

Раньше, в один из сильных приступов дочкиного страха перед грозой, я сказала, что молния к нам не попадет, потому что Молния боится мам. Дочка встрепенулась: «Почему Молнии боятся мам?» – «Потому что я Мама!»

Думаю, девочку успокоил мой абсолютно уверенный тон. Хотя, возможно, детская вера в волшебство и материнскую магию тоже сработали. Или просто острое желание успокоиться и переложить свое спасение на маму… Это нормально для малышей – передавать свои чувства родителям, а для родителей нормально брать их на себя.

Можно обратить внимание ребенка на то, что гром гремит через какое-то время после молнии. И считать секунды. Это отвлекает от страха.

Особенно хорошо считать секунды, когда гроза уже уходит, а промежуток между молнией и громом увеличивается, – то, что ее уход поддается учету, создает
ощущение контроля над ситуацией и успокаивает.

А потом можно сказать: «До свидания, Гроза! До свидания, Гром! До свидания, Молния!» И уже переключать его на сон или на игру… Или на поиск информации о грозах, на чтение книжки (например, о том, как боялся грозы Карлхен), на то, как меняется цвет листьев на деревьях за окном после дождя. «Почему, кстати, меняется цвет листьев на деревьях после дождя? Ты знаешь, малыш?»

А со следующей грозой можно будет потом поздороваться. Это шаг на пути к доброжелательному отношению к ней, попытка установить с ней контакт до того, как станет очень страшно.

Если ребенок идет в детский сад и ожидается гроза, подскажите ему, что он может подойти к воспитательнице и няне и сказать о своем страхе, просто быть рядом с воспитательницей или няней. Или хотя бы бояться с другим ребенком в обнимку, держась за руки. На тихом часе – обнять подушку, которая будет его утешать. «Прижаться к подушке, как будто к тебе?» – спросила дочка.

Если вы на даче или в частном доме, научите ребенка правилам поведения в грозу! Нельзя выходить на улицу из дома. Если гроза застала на улице, лучше зайти в помещение, либо сесть под оградой или под стеной любого дома. Но не под деревом и не под столбом линии электропередач. В доме неплохо бы отключить мобильные телефоны, телевизор, работающие электроприборы.

Если на природе – ни в коем случае не заходить в воду (если вы на пляже). В поле, на лугу лучше всего лечь на землю. В лесу прятаться ближе к низкорослому кустарнику – сидеть или лежать. Но лучше все же не ходить на речку или в поле в грозовую погоду.

Говорит Любовь Ледомская, консультант по повышенной чувствительности, мама высокочувствительного ребенка: 
– Гром и молния и вправду пугающие явления, особенно если ребенок еще совсем мал. Его мозг пока не может вместить столько резких звуков, да и понять взрослое объяснение, откуда гром и молния, ребенку быть может еще не по силам.
В нашей культуре стыда принято смеяться над страхами, однако любой человек может испугаться, даже взрослый и опытный. Это нормальная реакция организма.
И если рядом малыш, мы можем разделить его страх и смятение. Ведь все, что разделено, уменьшается в объеме! Все свои страхи ребенок пока складывает «в маму» или во взрослого рядом.
Сказки и «перевод» страшащего события на более простой язык для ребенка, например, обсудить, как пощекотать Грому живот, или попрощаться с Грозой – вправду действенный способ. Взрослый сам может подобрать форму-буфер между ранящим событием и ребенком, чтобы смягчить его влияние на детскую психику. А самое теплое – это обнять, быть рядом, чтобы ребенок не чувствовал, что столкнулся со страшным в одиночку.
Присутствие и участие взрослого в эмоциях ребенка со временем позволит бояться грома и молний все меньше и меньше.

Фото: livejournal.com

МОЙ ПРОФИЛЬ В МАМСИЛЕ: http://mamsila.ru/user/694