Статья для Мамсилы: http://mamsila.ru/feed/1131
Мой профиль в Мамсиле: http://mamsila.ru/user/694
Яндекс-навигатор сказал, что проложить маршрут невозможно. «Попробуйте другой способ», – сказал он. Другой так другой, берем глобус.
Где у нас Ленинград? Не можешь найти Ленинград? Нашла! Умница! А где у нас Африка? Линейкой, я думаю, не получится. Ну да, самый короткий путь. Неет, не только потому не получится, что глобус круглый, а линейка ровная. А как через море переправляться? Корабля и самолета не было! Нет, только бегом или пешком. Кстати, а в какое именно место в Африке нам надо? Давай думать. Египет, отлично! Верно, давай здесь! Это Суэц. Что такое Суэц? Рассказать тебе?…
Как думаете, что это за маршрут?… Это мы с дочкой изучаем географию по «Бармалею» Корнея Чуковского. И прокладываем путь, по которому Таня и Ваня «в Африку бегом».

Фото: Ben White
Кстати, а какое расстояние от Ленинграда до Африки? Представляешь, дочка, около 5 тысяч километров! (Для дочки 5 тысяч километров все равно, что 50 или 5 миллионов, но впечатляет и запоминается). И если идти, совсем не останавливаясь, совсем-совсем! Не спать, есть на ходу! Так вот, идти придется около двух месяцев. Вот тебе и ничего себе!
А по «Снегурочке» мы изучали круговорот воды в природе.
В том, чтобы изучать мир по сказкам, нет ничего принципиально нового. Лев Толстой писал «Трех медведей» по мотивам английской сказки как книжку для крестьянских школ, которые организовывал. Давал в сказке понятия большого, среднего, маленького (больше, меньше).
И Сельма Лагерлеф писала «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» как учебник географии для шведских детей.
Огромное количество русских и советских писателей писали о животных, и их художественные книги – отличный источник информации о дикой природе. Константин Ушинский, Виктор Астафьев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Николай Сладков, Иван Соколов-Микитов, Вера Чаплина, Евгений Чарушин, Константин Паустовский, Виталий Бианки… Это только те авторы, что есть на нашей с дочкой книжной полке.
Животный мир по сказкам изучать проще всего. Любая сказка, где герои не ребята, а зверята, – повод поговорить о звериной жизни.
Из «Сказки о глупом мышонке» Маршака узнаем, кто что ест и кто как спит:
«Спи, мышонок, до утра, дам тебе я комара… Забирайся под крыло: там и тихо, и тепло… Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок…» (мышонок-то в самом деле глупый, согласился бы уснуть с лошадью, мышиной семье на всю зиму бы еды хватило!).
В основу домашнего урока может лечь любая сказка Владимира Сутеева.
«Под грибом» – как растут грибы. «Разные колеса» – устройство колеса, использование колес, понятие круга и окружности, длина окружности, радиус. Можно вырезать четыре разных кружка из картона, сделать метку, чтобы считать. сколько оборотов сделает колесо от начала линейки до конца линейки. Или измерить длину одного оборота.
«Яблоко» – понятие долей (дробей). Именно после сто двадцать какого-то прочтения сутеевского «Яблока» мы с дочкой пошли на кухню.
– Как мы разрезали яблоко?
– На две половинки.
– Половинок сколько? Две?
– Да.
– Одна половинка и вторая половинка?
Малышка думает. Перекладываю половинки яблока по одной: вот одна, а вот…
Неуверенно:
– Вторая…
– Сколько вторых половинок?
– Одна…
– Да! Одна половинка из двух называется одна вторая. Понимаешь?
– Нет!
– Давай сама разрезай!
Режет.
– Одна из двух – это одна вторинка!
Годится для начала.
Режем половинки на четвертинки. Четвертинки понимаются сразу и вызывают восторг. А как разрезать яблоко на шесть частей? Здесь уже изучаем умножение, когда режем половинки на три части (два раза по три).
А как разрезать на 5 частей? Рисуем на яблоке человечка – голова, руки, ноги. И разрезаем по рисунку. Почему человечка? А давай считать, сколько у тебя конечностей? Заливистое хахаха на слово «конечности» и хахаха, что голова – конечность, изучаем анатомию по девочке, потом по маме. Пять конечностей!
Значит, если нарисовать человечка с пятью конечностями на яблоке, будет пять частей? Режем, пересчитывает. Играем кусочками – одна пятая часть, две пятых, три пятых, четыре пятых. А пять пятых – вот это да – одно целое! Ладно, не целое, разрезанное, но одно, не так ли?
С 8 частями просто – режутся пополам четвертинки (умножение и деление). По аналогии и на 10 разделили просто. А вот на 7 частей разделить не смогли. И на 9. Есть идеи?
Есть несколько сказок, которые написаны для того, чтобы познакомить детей с круговоротом солнца вокруг земли (а на самом деле наоборот, представляешь, малышка?), например, «У солнышка в гостях», «Подушка для солнышка».
А Солнце, представляешь, большое! Намного больше Земли. А почему оно кажется маленьким? Ты сама как думаешь? Тот дом за окном – он большой или маленький? А когда мы идем мимо него к трамваю?
А далеко ли до Солнца? Знаешь?
Изумлена:
– Сто пятьдесят миллиооонов километров?!
– Дааа! А сколько это, знаешь?
Ефрем Левитан в книге «Тайны нашего солнышка» посчитал, сколько это – 150 миллионов километров до Солнца:
- «Турист потратит на дорогу примерно три с половиной тысячи лет!»
- На автомобиле «ему пришлось бы ехать около двухсот лет».
- «На реактивном самолете… пришлось бы добираться почти 20 лет!»
- «Но имейте в виду, дети, что в космосе не могут ездить автомобили и летать самолеты».
А почему до Солнца не могут доехать автомобили и долететь самолеты?
А сколько советских детей изучали астрономию и политэкономию по «Незнайке на Луне»! Любую детскую книгу, мне кажется, можно сделать образовательной.
Вот, например, «Улитка и кит» Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера. И список вопросов, которые мы с дочкой обсуждали по книге и иллюстрациям к ней:
- Почему у улиток бывают разные домики
- Как устроен кит
- Почему у него гладкий и скользкий хвост
- И сколько он весит, и почему у него чувствительная кожа
- Что такое порт (тема сквозная, есть еще книга про порт, о ней позже)
- Что такое Антарктида и что такое айсберги
- Что такое вулканы
- Что такое острова Тихого океана
- Как летают рыбы и как прыгают дельфины
- Кто живет в коралловых рифах
- Чем краб отличается от рака
- Какие бывают северные моря, что такое Аляска (картинку с медведем, заснеженными вершинами и хвойным лесом идентифицировали как Аляску)
- Как устроена спасательная (пожарная) техника, какая она бывает
- Почему улитка выросла во время путешествия, а ее подружки на берегу не выросли
Кстати, как бы вы ответили на этот вопрос, заданный ребенком?
А также:
- Проблемы замусоривания планеты.
- Морские и океанские приливы и отливы.
- Правила поведения в школе.
Чем хороши такие сказочные уроки? Вы идете за детским интересом, а на интересе информация усваивается гораздо лучше.
У малышей вообще не вызрела еще в головном мозге способность к произвольной мотивации – к усвоению информации, потому что «надо» или «просто так», она вызревает вместе с интегративным мышлением (способностью испытывать смешанные чувства) и лобными долями головного мозга в 6-8 лет.
Вы тренируете у ребенка ассоциативное мышление, учите его выстраивать цепочки между разными «полочками со знаниями». Детей постарше, школьников можно учить искать информацию в интернете – выбирать нужное в поисковых выдачах, разбираться в сетевых ресурсах и т. д.
«Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского с иллюстрациями Игоря Олейникова:
- собственно, что такое буксир;
- кто работает (служит) на кораблях;
- и что такое аврал (нет, это не совсем то, что мама иногда говорит по телефону);
- как устроен порт;
- разводные мосты;
- Петербург и Ленинград;
- Нева, Ладога, Балтика;
- архитектура;
- люди разного цвета кожи;
- легенды и мифы о смерти.
Продолжите список книг и тем?